Дзю-Дзюцу и Айкидо

Если нахлынет неудержимый поток, с ним

не сражайся, силы напрасно не трать —

лучше доверься волнам.

Иккю Содзюн (XV в.)

 

Бросок дзю-дзюцу по рисунку ХокусаяТермин «дзю-дзюцу» или «джиу-джитсу» (в европейском произношении) появился в Японии в конце XV века как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с «подручным» оружием. В переводе с японского «дзю» означает: мягкий, гибкий, податливый, «дзюцу» - искусство, мастерство, метод. Иными словами дзю-дзюцу - «искусство мягкости».

Любой рассказ об истории японской системы самозащиты неизменно начинается такой сакраментальной фразой: «происхождение дзю-дзюцу не вполне ясно, так как его корни уходят в седую древность». Биография у дзю-дзюцу действительно запутанная. Эта боевая система стала результатом сложного синтеза,  в основу которого легли как рождённые в самой Японии, так и чужеземные приёмы.

Уже в эпоху раннего средневековья в Японии произошло размежевание между спортивной борьбой и самурайским боевым единоборством, известным как «рукопашный бой в доспехах» — ёрои кумиути.

Изобретение ёрои кумиути приписывается Сакаэда Мурамаро, аристократу эпохи Нара, но в действительности это искусство старо, как сама история войн. Расцвет ёрои-кумиути приходится на период, предшествовавший появлению дзю-дзюцу, то есть на XI—XV вв. Техника борьбы, рассчитанной на столкновение противников без оружия или с минимальным количеством подручного оружия, была довольно примитивна и включала небольшой комплекс захватов и бросков, позже перекочевавших в различные школы дзю-дзюцу. Ключевым элементом в технике ёрои-кумиути был подход с последующим захватом, при котором оба бойца стремились занять наиболее выгодную позицию (ёцу-гуми).

Арсенал приемов ёрои-кумиути объединял броски через спину, через грудь, через голову в падении, через бедро и через колено, переднюю и заднюю подножку, несколько видов подсечек, а также около десятка болевых замков на руки и ноги. Некоторые  приемы освобождения от захватов были рассчитаны на борьбу против двух нападающих.

Хитроумные приемы ёрои-кумиути в массе своей были явно континентального происхождения. Строго говоря, каждый новый взлет воинских искусств в Японии был результатом прямых контактов с Китаем или Кореей. Навыки обращения с различными видами холодного оружия (кроме лука) пришли к буси (с яп. самурай) (в процессе оживленных ди-пломатических и торговых контактов с танским Китаем в VIII—IX вв.). Позже, когда контакты были в основном свернуты из-за великодержавных поползновений китайских императоров, опальные вельможи и полководцы, бежавшие за пределы Поднебесной, нередко находили приют на Японских островах. В конце XIII в. завоевательные походы Хубилая, широко использовавшего китайских солдат, предоставили самураям ценных пленников, многие из которых владели теми или иными стилями кэмпо - искусство кулачного боя (кит. цюань-шу). Тогда же, видимо, многие крупные военачальники из Южного Китая, долго сдерживавшие натиск монгольских орд, вынуждены были эмигрировать в Страну Восходящего солнца.

В памятниках эпохи Токугава отмечается важная роль китайского царедворца, мастера у-шу, Чэнь Юань Бина в развитии дзю-дзюцу.

Чэнь Юань Бин, один из немногих известных нам пропагандистов классических китайских у-шу в Японии, происходил из старинного и знатного рода. Приехав на Японские острова в 1558 году, он обосновался в Эдо, в буддийском храме Сёкоку-дзи, где открыл школу воинских искусств для монахов и мирян. Наиболее способные его ученики, Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу и Исокаи Дзиродзаэмон впоследствии прославились как основатели влиятельных школ дзю-дзюцу.

В XVI в. при Тоётоми Хидэёси появились облегченные модели доспехов конструкции знаменитого мастера Мацуяга Хисасигэ. Нововведения были связаны в основном с появлением огнестрельного оружия и ликвидацией всяких гарантий «непробиваемости» панциря. В новом варианте панцирь приобрел вид чешуи, состоявшей из тонких железных пластин. Такой доспех назывался гусоку. Его уменьшенная разновидность, состоявшая только из набедренника, наголенников и латных нарукавников, называлась «малый доспех» — когусоку. То же название получила и разновидность боевого единоборства, предназначенная для самураев в легком снаряжении и довольно близкая к настоящему дзю-дзюцу.

Такэноути ХисамориИзобретение когусоку связывается с именем Такэноути Хисамори, жившим в начале 1500-х годов в городке Сакусикияма на острове Кюсю. В июне 1532 г., как гласит легенда, Такэноути явился во сне горный монах-отшельник и продемонстрировал пять способов захвата и удержания врага с помощью болевых приемов. Тот же монах объяснил спящему самураю преимущества легкого вооружения перед тяжелым в плане подвижности и маневренности. С достопамятной ночи и ведет свое происхождение ныне здравствующая школа дзю-дзюцу — Такэноути-рю. Такэноути Хисамори систематизировал всю имеющуюся в Японии технику школ дзю-дзюцу и боевых приемов сумо и развил свой стиль - такэноути. Школа Такэноути впитала в себя все лучшие достижения единоборств и, кроме того, впервые в Японии была разработана достаточно стройная методика обучения дзю-дзюцу.

Едва ли возможно найти такую книгу о дзю-дзюцу или дзюдо, в которой не содержалось бы полулегендарного рассказа о японском враче Акаяма Сиробеи, жившем в XIII веке недалеко от Нагасаки. Отправившись в Китай совершенствовать своё врачебное искусство, он познакомился там с одной из школ у-шу. И с той самой поры уже боевое, а не врачебное искусство увлекло его. Вернувшись в Японию, Акаяма обучил несколько своих учеников приемам защиты и атаки на жизненные точки. Но еще долго Акаяма не мог ответить на вопрос - каким образом противостоять грубой силе, как, подвергаясь нападению, сохранить инициативу в бою. Легенда утверждает, что гуляя однажды по саду после сильного снегопада, Акаяма увидел как толстая и прочная ветвь сакуры (вишнёвого дерева), сплошь облепленная мокрым снегом, не выдержав тяжести, обломилась, а рядом стоявшая тонкая ветка ивы наклонилась до земли, сбросила снег и снова выпрямилась, как ни в чём не бывало. «Поддаться, чтобы победить», - этот сформулированный Акаямой принцип лег в основу всех японских систем боевого искусства. Ученики знаменитого медика основали школу дзю-дзюцу под названием Иосин-рю, что в переводе означает «школа сердца ивы».

Вообще японские системы рукопашного боя в течение веков не раз меняли названия и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу, тай-дзюцу, торитэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути и пр.

Большинство школ дзю-дзюцу строили свои занятия не только и не столько на отработке приемов без оружия, сколько на освоении приемов против оружия с голыми руками и против оружия с оружием, то есть комбинированного рукопашного боя.

Так, из сочетания кэн-дзюцу и дзю-дзюцу родились школы Араки-рю (основана Араки Матаэмоном в начале XVII в.), Асаяма Итидэн-рю, Мусо-рю, Синсин-рю, Ёсин- рю, Кураку-рю, Итин-рю, Тэнсин синъё-рю (синтезировавшая традиции Ёсин-рю и Син-но Синдо-рю и прославившаяся такими мастерами, как Минамото-но Масатори и Янаги Сэкидзай). Самурайский клан Курода вошел в историю дзю-дзюцу благодаря заслугам Сасабара Сиродзаэмона, основателя мощной школы Рёи синто-рю (XVII в.), конкурировавшей впоследствии с мастерами дзюдо, питомцами доктора Кано Дзигаро, на решающем турнире.

Влиятельная школа Ягю-рю, основанная в конце XVI в. Ягю Мунэёси, снискала зловещую популярность благодаря коварным интригам и вероломству Ягю Мусэмори, наставника фехтования при дворе сёгуна Токугава Иэмицу,— того самого, которому адресовал свои назидания преподобный Такуан.

Большую роль в становлении современных воинских искусств, дзюдо и айкидо, сыграли школы Кито-рю и Дайто-рю.

В первой половине XX в. школы дзю-дзюцу на время утратили популярность, уступив место новомодным веяниям в кэмпо. Умами японцев, а затем и европейцев, американцев, африканцев завладели дзюдо, айкидо, каратэ. Тем не менее, традиции дзю-дзюцу не пресеклись, свято оберегаемые немногочисленными подвижниками. Со временем, когда мода на новшества несколько отошла, наметилась тенденция возврата к национальным японским духовным ценностям, среди которых не последнее место занимало наследие дзю-дзюцу.

Интересным конгломератом старых школ стала Хакко-рю (школа Восьми лучей), которую по характеру можно причислить к классическому дзю-дзюцу. Рождение Хакко-рю связано с именем Окуяма Рюхо, врача по образованию, изучавшего в молодости дзю-дзюцу школы Дайто. Именно этой школе был обязан своими познаниями и «отец айкидо» Уэсиба Морихэй.

Айкидо — «Путь сосредоточения внутренней энергии»: «ай» – гармония, объединение, «ки» - внутренняя энергия, «до» - путь. В самом общем определении айкидо можно истолковывать как искусство проведения болевых захватов и замков рук с последующим броском или удушением при активном использовании биоэнергетических возможностей организма. Как и большинство видов современных японских будо, айкидо явилось порождением XX в., но корни его уходят в глубокую древность, в недра традиции кэмпо, а сложная философская база проистекает из соединения разнородных влияний эзотерических направлений буддизма и синтоизма.

Уэсиба МорихэйОснователь айкидо - Уэсиба Морихэй (1883-1969), отпрыск старинного самурайского рода из префектуры Вакаяма. Отец Морихэя, близкий родственник даймё (яп. владетельный феодал) провинции Кии, был профессиональным наставником воинских искусств, но после формального упразднения сословной иерархии лишился места при дворе князя и занялся частной практикой. Биография Уэсиба Морихэя на начальном этапе совпадает со многими аналогичными жизнеописаниями великих мастеров воинских искусств. Низкорослый, слабый и болезненный ребенок, он с детства был одержим единственным желанием добиться физической полноценности. В тринадцать лет Уэсиба начал всерьёз заниматься дзю-дзюцу под руководством Тодзава Токусабуро, наставника школы Кито.

По совету учителя он уделял особенно большое внимание силовой подготовке, укрепляя мышцы поднятием тяжестей, отжиманиями и хождением на руках. Вскоре его тело, покрытое броней упругих мускулов, приобрело крепость стали. При росте всего 155 см он весил в юные годы 74 кг.

Не довольствуясь начальными познаниями в дзю-дзюцу, Уэсиба много странствовал по Японии в поисках нового. Он переходил от додзё (место постижения Пути) к додзё, последовательно овладевая техникой различных стилей и направлений. Ходзёин-рю, Ягю-рю, Дайто-рю — вот названия тех школ, которые дали Уэсиба в его обобщениях наиболее ценный материал. Параллельно он занимался классическим фехтованием на мечах (кэн-дзюцу) и упражнениями с копьем (со-дзюцу), достигнув в том и другом замечательных результатов. Его учителем фехтования был знаменитый мастер школы Ягю, Накаи Масакацу. Владение мечом и копьем сыграло важную роль в дальнейшей судьбе Уэсиба, обогатив созданный им комплекс приёмов борьбы айкидо.

В разгар русско-японской войны Уэсиба, поддавшись шовинистической пропаганде, добровольно завербовался в армию и рядовым участвовал в кровопролитных боях на равнинах Маньчжурии. Вернувшись в 1905 г. на родину, он заболел энцефалитом и несколько месяцев провел на грани между жизнью и смертью. В конце концов закаленный организм победил недуг — Уэсиба поправился. И снова начались странствия в поисках высшей мудрости кэмпо.   

Много времени и сил отдал Уэсиба изучению дзюдо по системе Кодокана, обращая особое внимание на кансэцу-вадза — болевые захваты и замки рук.

В возрасте двадцати семи лет Уэсиба, к тому времени уже зрелый мастер, перебрался на север страны, на Хоккайдо. В начале XX в. Хоккайдо, малонаселенный, богатый пастбищами и лесами остров, лежащий вдали от центров цивилизации, привлекал к себе многих искателей приключений. Для японцев это был миниатюрный «домашний» Новый свет, где человек предприимчивый мог быстро сколотить состояние, а нуждающийся в тишине и покое житель большого города в избытке получал все необходимое для безмятежного существования. Переезд на Хоккайдо явился коренным переломом в судьбе Уэсиба. Он был принят в ученики к Такэда Сокаку, наследнику боковой ветви древнейшей аристократической фамилии и хранителю традиций эзотерической школы кэмпо под названием Айдзу-тодомэ.

Такеда СокакуСовременное айкидо, вышедшее за пределы Японии и завоевавшее мир благодаря усилиям профессора Уэсиба и его преемников, восходит к старинному «искусству сосредоточения жизненной энергии» школы Дайто-рю  Айки-дзюцу, основоположником которой являлся выдающийся мастер боевых искусств Такэда Сокаку (1860-1943).

Доступ в школу Дайто-рю был открыт лишь отпрыскам знатных и богатых семейств. Уэсиба же к моменту знакомства с Такэда мог похвастаться безупречной самурайской родословной, но отнюдь не состоянием. Чтобы добиться благосклонности мастера, он должен был наняться в услужение Такэда и безвозмездно выполнять для него самую трудную работу. Кроме того, за каждый новый освоенный прием он платил учителю (в зависимости от степени сложности приема) от трехсот до пятисот иен. За пять лет обучения, по свидетельству самого Уэсиба, учитель посвятил занятиям айки-дзюцу не более ста дней. Достигнуть вершин усердному ученику помогли опыт, отличная физическая подготовка и способность к полной самоотдаче. В 1916 г. в возрасте тридцати трех лет Уэсиба получил заветный диплом и вскоре навсегда покинул Хоккайдо.

Вернувшись в Центральную Японию, Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Такеда Сокаку. Тренировки в его школе были настолько тяжёлыми, что её называли «Дзигоку Додзё», или дьявольской школой.

В 1936 году Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-Будо. Впоследствии, название школы видоизменялось: Уэсиба дзюку Айки-Дзю-дзюцу, Айки-Бу-дзюцу, Кобукаи Айки-Будо, Тэншсин Айки-Будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо.

Уэсиба считал своё искусство Путём к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. Он вошёл в историю как человек, превративший боевое искусство в путь мира через внутреннюю гармонию его собственного метода.

«О-Сэнсэй» Уэсиба Морихэй умер в 1969 году в том же самом возрасте, что и Такеда Сокаку, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело.

 

Что такое Джиу-джитсу?

Что такое Айкидо?

Терминология Джиу-Джитсу

 

Список использованной литературы:

А.А.Долин, Г.В.Попов. КЭМПО. Традиции воинских искусств. Москва, 1991.

А.Флоке. АЙКИБУДО. Тверь, 1995.

Г.Сиода. Динамика Айкидо. Москва, 2000.

Д.Ф. Дрэгер. Современные БУДЗЮЦУ и БУДО. Москва, 1998.

Маленькая энциклопедия Айкидо. Тверь, 1994.

Новое на сайте

Наши партнеры

ТОО "Голд Трейд & К"
Beeline.kz
Ns1
Амина
Pronto
Изюм
Монолит


© Павлодарская областная федерация Айкидо и Джиу-Джитсу
kb#1, 2021 год